Коэффициент IQ, то есть умственного развития, на протяжении долгого времени считался достоверным показателем способностей человека к обучению, но результаты проведенного недавно исследования свидетельствуют о том, что успех клинической практики студентов-стоматологов обеспечивается в большей степени совершенно иным показателем – эмоциональным интеллектом (сокращенно – EI).
Исследователям, работающим в Школе менеджмента Уэзерхед и стоматологической школе при Западном резервном университете Кейза, удалось совместными усилиями обнаружить, что показатель IQ, при помощи которого оцениваются способности человека находить решения и выполнять задания, является достаточно важным только на протяжении двух первых лет учебы в школе стоматологии. При этом показатель EI, представляющий собой свидетельство способностей человека по контролю собственных эмоций и определению настроения других людей, служит ключевым фактором, обеспечивающим успех клинической практики студентов-стоматологов.
В качестве основания для проведения исследования, которое в номере за апрель опубликовал журнал «Journal of Dental Education», выступила дискуссия среди состава преподавателей о том, следует ли при зачислении студентов учитывать EI, поскольку многие из них, показывая во время вступительных экзаменов и на аудиторных занятиях хорошие результаты, так не смогли проявить себя во время клинической практики.
В исследовании участвовали сто студентов 3 и 4 курсов школы стоматологии при Университете, которые заполняли анкету, вопросы которой были посвящены самоанализу, умению управлять собой, социальному осознанию и умению выстраивать отношения. Общая успеваемость студентов по клиническим дисциплинам, включая навыки диагностирования и планирования лечения, управления персоналом и ведения пациентов, оценивались двумя врачами-руководителями клинической практики.
Проведя тщательный анализ, исследователям удалось обнаружить наличие взаимосвязи между высокими показателями эмоционального интеллекта и хорошей успеваемостью по клиническим дисциплинам. Ученые отметили, что наибольшее влияние на успешность клинической практики оказывают те навыки EI, которые относятся к умению управления собой, включая навыки самоконтроля, инициативности, добросовестности и способности к адаптации.